На главную страницу
Статьи__
_И молимся во сне, чтоб не подвел рюкзак...
Николай Сиволобов

Идея этой статьи, или вопля душевного назревала давно, и вот, такая возможность покричать представилась, точнее, заказана мне была Павлом Рябовым.

Рюкзак - это, по сути, мешок с лямками. Таким он мне встретился, когда я с ним познакомился в далеком, а потому лохматом 72-ом. Ходил я тогда с детским клубом "Медвежонок" в свой первый поход на Алтай. Там я впервые, наверное, в своей жизни узнал, что мешок, который рюкзак, иногда, при определенной конструкции, (у рюкзака, оказывается, есть конструкция!) имеет некоторое собственное имя: например - рюкзак Абалакова, или яровский рюкзак. Познакомиться с этими конструкциями пришлось уже года два спустя, да и то сначала в книжке и несколько позже в жизни. Абалаковского у меня так никогда и не было, а вот яровский был первым моим мешком. Признаться честно, от яровского у него были только общие геометрические размеры и боковые шнуровки. Но великое дело - желание человека в 17 лет, хотя я и не умел тогда путем держать в руках иголку и ножницы, мне, испытав многочасовые мучения, удалось получить почти точную копию, того, что носило столь гордое, по тем временам, имя.

В те почти доисторические времена турист, который не готовил свое снаряжение сам, был явлением крайне редким, поэтому ничего особенного в моем подвиге не только не было, это скорее была норма. Причем практически все начинали с повтора конструкций, которые себя уже хорошо зарекомендовали, а потом переходили на конструкции своей, если не разработки, то модификации, по крайней мере, меняли под себя, то, что их не устраивало. Разнообразие к концу восьмидесятых, на пике развития туризма, поражало. Каких только вариантов простого рюкзака не встречалось на туристических тропах. Были в этих изделиях народного промысла и по настоящему гениальные идеи, а было и просто чудачество, до сих пор не могу дать для себя однозначной оценки тех времен. С одной стороны некоторые варианты снаряжения были просто опасны, с другой каждый знал рожденное своим разумом и созданное своими руками до последней нитки и железки, все достоинства и недостатки, знал, где можно слона повесить, а где лучше лишней соломинки не подкладывать. В конечном счете, возможно, правильно, что свой парашют, на котором тебе прыгать, каждый должен укладывать сам.

Но это все присказка, а сказка будет впереди, и сказка о том самом рюкзаке. Я предлагаю вам пройти по всем фирмам и фирмочкам, магазинам и магазинчикам, много ли вы найдете вариантов конструкций, тех самых, которые, оказывается, есть у любого рюкзака? Не думаю. Три параметра различают все эти мешки, которые гордо именуют себя рюкзаками: во-первых, что бросается в глаза, это мешки отличаются объемом. Второе, цветом, хотя это уже существенно менее заметно, в основном сейчас все залил грязный цвет камуфляжа, как будто все собираются на фронт в разведку, а не на отдых. Ну и третье, что менее всего заметно, это лейблом фирмы, пошившей это чудо. Как правило, если, конечно, вам удастся его найти, то вы можете прочитать какую-нибудь невзрачную этикетку и узнать, что у братьев близнецов родившихся в разных городах, оказывается еще и разные имена. Возможно, я не совсем справедлив, есть еще один параметр, по которому даже мне удалось научиться различать некоторых из этой бурой массы - карманы, часто прилепленные в самых неожиданных местах.

Извините ребята, но мне жаль разнообразия конца восьмидесятых.

Ладно, хватит, наверное, злобствовать и ностальгировать, а пора перейти к самой сказке, то есть к обсуждению, того, что меня не устраивает, в предлагаемых нашим рынком, рюкзаках. Стоит оговориться, и я не думаю, что кто-нибудь возьмется со мной спорить, что все существующие сейчас модели - это клоны каких-то буржуйских моделей. Первоисточников мы не видим, а посему и обсуждать их не будем, лучше сразу перейдем к тому, что есть в наличии.

Первое, давайте определимся, на какой вес должны быть рассчитаны рюкзаки, независимо от объема. Я думаю, что стоит оставить за скобками те виды туризма, где вес баула не имеет значения, не удивляйтесь, такие тоже есть, например, авто- мототуризм, или путешествие на яхтах. Также не стоит смотреть в сторону альпинистов, они всегда были на особом счету партии и правительства, а поэтому денег на их экспедиции и снаряжение традиционно никто не считает. Мы будем говорить о горном и водном туризме, именно эти два вида, на мой взгляд, к рюкзаку должны относиться с особенной трепетностью.

Итак: вес личной одежды: весной - осенью, то есть в межсезонье, порядка 10 кг, далее пенка, спальник: 3 - 4 кг, место в современной палатке (тоже заслуживает отдельного обсуждения): 1 - 1,5 кг, специальное личное у горников, 1 - 2 кг, у водников 7 - 10 кг, общественное специальное, у горников до 5 кг у водников до 10 - 12 кг. Плюс питание, усредним, 0,8 кг в день, то есть, приблизительно 12 кг на две недели. Получаем на двухнедельный поход вес рюкзака от 30 минимально у горников до 48 у водников. Стоит учесть, что в нормальной группе до 30% девушек, у которых рюкзак вряд ли будет больше 20 - 25 кг.

Итого: мы имеем дело с весами 35 - 55 кг. Почему я так подробно останавливаюсь на весах? Все очень просто: одно дело отнести до дачи или с дачи ведро картошки, другое, два-три пуда на сотню, две три километров, а вот здесь-то все и начинается. Первое - пластмассовые пряжки, сейчас невозможно найти рюкзак с нормальным металлом на фурнитуре. Стало правилом хорошего тона брать в ремнабор запасные пряжки, если не весь комплект, то, по крайней мере, все основные элементы фурнитуры. Что с ними происходит? Они ломаются. Летят оттого, что не выдерживают таких нагрузок. На них наступают, и они летят, их цепляют ветками, камнями и они опять же летят ко всем чертям.

Второе, это нагруженные швы самого мешка. Просмотрите хоть сотню моделей, которые предлагаются на рынке - все, практически все, приношу свои извинения, ремни, лямки и другие элементы конструкции, причем, прошу обратить внимание, силовые элементы, вставлены в швы. Что это значит? Все очень просто, вместо того, чтобы распределить нагрузку на приличную поверхность, грузится ткань по одной нитке. Напоминаю, в таком рюкзаке носится два-три пуда всякого барахла. Может ли одна нитка выдержать такие нагрузки? По-моему, вопрос чисто риторический.

Но самые большие нагрузки все эти элементы, как это ни смешно, испытывают не на маршруте, а на этапе заброски. Веса максимальны, а когда приходится в темпе "джаза" загружаться-выгружаться, мешки хватают, за что попало, и дергают со всей дурной мочи, а как иначе, нужно ведь быстро! Результат - еще до выхода на маршрут, мешки требуют ремонта, не дома, где у вас есть машинка и подружка, которая умеет шить, а в полевых условиях, когда впереди все наши километры. А я писал выше, что это в даводавние времена каждый турист начинал свое серьезное увлечение со знакомства с иголкой, и свое снаряжение шил сам… Вот и либо ломают себе спины изуродованными мешками, либо учатся шить, не сразу, конечно, а каждую свободную минуту, которая выдается на маршруте.

Но все это не самое неприятное, на мой взгляд, учиться шить даже полезно, хоть и в походных условиях, если у человека к тому есть желание, и нет желания носить свой мешок на руках, пряжки, действительно, можно взять запасные, или научиться вязать подходящие узелки. Намного хуже, на мой взгляд, другое.

Осмотритесь вокруг, много вы увидите людей одинаковых с фигурами, как у манекенов? У всех нас свои размеры, объемы и особенности фигур. А теперь обратите свои взоры на те рюкзаки, которые нам предлагаются, точнее не на сами мешки, об этом мы уже говорили, а на систему подвеса. От модели к модели подвес повторяет одну и ту же конструкцию: лямки от двух третей высоты, до ближайших углов, пояс поставленный в какое-то абстрактное место, предполагаю, что пояс ставится вообще из чисто эстетических соображений модельера. Все? А еще верхние оттяжки, тоже элемент для меня крайне забавный на продажных мешках, практически у всех они затянуты до такой степени, что я часто задумываюсь, а может быть проще лямки прямо к мешку в соответствующем месте пристрочить? А теперь серьезно. Процентов на восемьдесят именно система подвеса превращает мешок с лямками в рюкзак, причем известно, несколько основных требований к этой системе: чтобы рюкзак не болтался и не набивал спину, не ронял своего скакуна, прошу прощения туриста, лямки должны быть затянуты, и притягивать сам мешок как можно плотнее к спине. Пояс должен располагаться на верхней поверхности бедер и снимать часть веса с перегруженных плечей. Оттяжки нужны для того, чтобы слишком высокий рюкзак не отваливался и помогал несущему сохранять, как можно более вертикальное положение. Что для этого нужно? Все должно быть подогнано к вашему телосложению (или теловычитанию?), то есть по миниму должны быть учтены следующие параметры фигуры: длина спины, ширина плеч, толщина шеи, общий рост.

А теперь скажите мне, какой из этих параметров учтен в подвесе среднего рюкзака на доступных нам прилавках?

Получается совершенно парадоксальная ситуация - на все человечество предлагается сшить штаны по одному, какому-то среднему размеру и очень модному фасону, а потом каждому приспособить свою фигуру к этому эталону…

Бред какой-то, но ведь именно так и происходит с мешком, который рюкзак, а нам его не просто носить, как украшение, нам в нем два - три пуда таскать!

Итак, надеюсь, что мене удалось убедить Вас, что рюкзак не может быть этакой, универсальной штукой, на все времена и для всех народов. Согласившись с этим, вы, видимо, зададите себе, а возможно, и мне вопрос: а каким должен быть рюкзак? - Не знаю!

Если такой вопрос возник, то, видимо, я что-то не смог объяснить. Вопрос, на который я согласен отвечать это - а какой рюкзак у тебя? Вот здесь я готов говорить долго и со многими лирическими отступлениями, почему эти стропки здесь, почему пряжки именно такие, почему клапан именно такой, а не иной, почему так много сил и внимания уделено именно системе самосброса, то есть системе, когда рюкзак можно сбросить в секунды, из любого положения. За любым элементом стоит какая-то история, которая обоснует, то, что этот кусочек ткани или стропки должен быть только таким, каким сделал его я. Со мной можно и не соглашаться, но это: "…мои сапоги, куда хочу, туда и ставлю!"

Постараюсь себя ограничить, просто изложу концепцию, того рюкзака, который ходил со мной последние девять лет, и те изменения, которые бы мне хотелось внести, когда я буду шить следующий.

1. Система подвеса: жесткая, очень плотно пристегивающая тебя к рюкзаку. Натяжение и "уплотнение" лямок происходит при затягивании пояса. Для этого лямка внизу не пришивается к мешку наглухо, а через специальное кольцо заводится на поясной ремень.

Пряжка-самосброс - при открывании пряжки лямки сразу же ослабевают настолько, что рюкзак валится с плечей сам.
На лямки и пояс сделаны подложки из пенки, обшитые парашютным капроном.
Я отказался от верхних оттяжек, так как они мешают мне носить трубы на плечах, что, на мой взгляд, удобнее, чем в руках или на шее. Отказаться от оттяжек мне позволили два других элемента, жесткий ременный каркас и конструкция клапана, позволяющая часть веса переносить на "голову", но к этим элементам мы вернемся несколько позже.
Почему систему я называю жесткой? Она практически лишена, каких либо регулировок (а зачем они, если рюкзак мой, и построен для меня любимого?), единственное: в зависимости от количества одетого на меня, можно чуть-чуть изменить длину лямок и пояса.

2. Следующий, очень существенный элемент конструкции, жесткий ременный каркас. Элемент на современных рюкзаках не встречался мне вовсе, поэтому опишу его несколько подробней.

Естественно, что ремней, в смысле, кожи на рюкзаке нет, а ременным каркасом я называю, систему строп с пряжками, которые позволяют очень сильно их затянуть. Итак, каркас - состоит из пяти заведенных вкруговую, поперечных строп и двух продольных проходящих почти вкруговую. Эти стропы расположены не просто в тех местах, где показалось удобней, а по местам строго определенным.


Нижняя, расположена под поясом. Именно на ней висит пояс и кольца, через которые проходят лямки на пояс, кроме того, сюда заводятся нижние части продольных ремней.
Третья снизу, проходит и укрепляет верхнюю точку подвеса лямок. Ее главная задача не столько "укрепить" точку отделения от материи мешка от лямок, сколько, будучи очень сильно затянутой, при жестком мешке-кирпиче, она не позволяет мешку отваливаться от спины, а соответственно существенно облегчает его переноску (это первый из тех элементов, который позволил отказаться от верхних оттяжек).
Следующее вверх кольцо, проходит по основанию клапана. Назначение, укрепление клапана, кроме того, раскладывает нагрузку от продольных ремней. Положение этих трех колец строго определяется моими геометрическими размерами: нижний и средний это моя длинна спины, а верхний расстояние от точки подвеса до моей макушки, почему, к этому вопросу мы вернемся, когда будем обсуждать клапан.
Оставшиеся два ремня: второй снизу расположен, как можно догадаться, посредине между нижним и третьим, последний, посредине того, что раньше называлось тубусом. Назначение этих поясов - прессовать кирпич, который носить намного легче, чем нечто неопределенной формы, тем более, когда эта форма не постоянна и непрерывно меняется.
3. Теперь непосредственно сам мешок:
полный объем, то есть полностью расправленный, с незатянутым верхом 120 литров. По форме это почти параллелепипед с клиновидными боковыми стенками. Внизу глубина от спины 18 см вверху 25 см.

Клин вроде и небольшой, но функций на нем много, две главных из них:

а. первое, когда верх хотя бы немного шире, набивать мешок легче,
б. второе - вниз идут самые тяжелые вещи, а клин не позволяет оттянуть их далеко от спины, опять же носить легче, чем к спине ближе.
Дно - двойной авизент, сам мешок тех. капрон, достаточно прочный, чтобы не летел от какой-нибудь мелочевки, вроде случайно зацепившегося сучка.

4. Дальше - клапан, на моем рюкзаке это если не главный элемент, то один из уникальных, таких я больше не встречал, и это, видимо единственное, что я не подсмотрел где-то, а придумал сам.

Очень хочется, вернуться немного к истории его возникновения. Лет пятнадцать восемнадцать назад, когда рюкзаки резко начали расти в высоту, возник вопрос о том, где и как располагать клапан. Идей было много, и все они получали то или иное воплощение. До настоящего времени, пожалуй, дожила в массах только одна из них - так называемый плавающий клапан, который как чепчик на стропочках прикрывает верхушку рюкзака, кроме того, часто используется как отстегивающийся карман.

Так вот, возвращаясь к нашим баранам, у меня к тому времени рюкзак износился, и в первую очередь, изодрались карманы, что естественно, при шнуровках по бокам карман располагается "на спине", а соответственно очень крепко страдает на спусках, а спусков было много и все какие-то тяжелые. Кроме того, карманы на том рюкзаке, несли некоторые силовые функции… Короче, задрали меня эти карманы, в прямом и переносном смысле. И, видимо, все вместе сложилось в то, что я решил, что на новом мешке карманов не будет, а то, что обычно живет в карманах, жить будет под клапаном. Вот так появился этот большой клапан, его длина от основания 85 см.

Он не только всегда закрывает верх рюкзака, но и формирует над головой место, куда можно складывать разную "мелочевку", которая должна быть под рукой. Кроме того, размеры такой "мелочевки" практически ни чем не ограничены, (это не карман с ограниченным объемом!). Так, однажды получилось, что я под клапан на выходе уложил целиком четверку - другого места не было. Еще одно достоинство такого положения - все, что лежит под клапаном над головой не ухудшает балансировку, а улучшает ее, так как находится не за точкой подвеса мешка, а до нее. Собственно, по клапану идут ремни продольной стяжки, и то, что их можно нагрузить, что называется, до звона, не позволяет, тому, что под клапаном, падать мне на голову.

5. И последнее, карманы. Как Вы уже догадались, лет пятнадцать, я прожил без них, по крайней мере, на рюкзаке. Но тот, который я буду шить теперь, видимо три кармана приобретет: два в основании рюкзака под боковые стяжки и один под котелок на клапане, ровно над головой.

А теперь снова хочется вернуться к истории. Предпоследний рюкзак прожил всего около пяти лет, причем разваливаться начал еще году на третьем. Именно он привел меня к мысли о том, что укрепить мешок можно только создав жесткий каркас. На мой взгляд, 11 лет для рюкзака, который активно ходит это возраст, достойный всякого уважения. Тем более, что жизнь этого экземпляра назвать легкой, никак нельзя, именно с ним я установил свой личный рекорд: когда мы входили на Снежную стартовый вес был 60 кг, напоминаю пешка на Снежную 90 км, и отнюдь не по асфальту. Теперь мой заслуженный мешок, пора отправлять на пенсию - за столько лет жизни у него сгнили и нитки и ткань, она просто ползет под руками, но даже в этом состоянии в этом году он выдержал отнюдь не самую легкую пешку на Темник через Селенгинку.

И в заключение, как заправский маг и волшебник, я превращаю свой крик души, в рекламную статью: Павел Рябов со своим негласным девизом: "Любой каприз за ваши деньги" и громогласным названием фирмы - ТурАтелье, дает нам шанс пользоваться не ширпотребом, а тем, что нами выстрадано и готово к воплащению. Видимо, это будет несколько дороже, чем сходить до ближайшего "туристического развала", но не дороже денег, цены у него, все же, всегда оставались в пределах разумного.

[В начало]
[На главную страницу]

 

_©ТурАтелье 2003 г. 
Используются технологии uCoz